Поезд в огне: сержант милиции Виталий Цыбулько спас несколько человек из горящего состава

С учетом поиска эксклюзивных материалов или, как говорят, "жареных" фактов при подготовке так называемых "журналистских расследований", или же просто материалов с претензией на определенную сенсационность, журналистская братия нередко грешит довольно банальным выхватыванием отдельных фактов и фактиков, леностью и нежеланием до конца скрупулезно разобраться в происходящем событии, проанализировав его, дать профессиональную с точки зрения журналистики и журналиста оценку, а возможно, и предложить выход из создавшейся ситуации, чего бы эта ситуация не касалась. Практика, и особенно в последние годы, к сожалению, показывает обратное – непрофессиональный подход, из-за которого в конечном итоге страдают люди, причем даже не просто "люди" в обывательском понимании это слова – страдают и перестают верить в справедливость средств массовой информации настоящие герои, грудью ставшие на защиту жизни! В нашем случае – граждан пассажиров.

26 февраля 2009 года, в 8 часов 20 минут пассажиры вагонов, соединенных с вагоном-рестораном поезда № 33 "Владикавказ-Москва", на железнодорожном перегоне под Новочеркасском, почувствовали оглушительный хлопок и сильный толчок. В вагоне-ресторане, как было установлено уже позже сотрудниками следственно оперативной группы Северо-Кавказского УВДТ, взорвался баллон с бытовым газом. Каких только версий по поводу данного ЧП не обсуждалось в местных и центральных СМИ. Вниманию читательской и зрительской аудитории было предложено множество различных толкований и журналистских догадок о случившемся. Каждое "уважающее себя" издание сочло попросту своим долгом, не имея никакой достоверной информации о происходящем, выдать "на-гора" свою версию случившегося. Большинство из версий не отличались ни достоверностью, ни оригинальностью, а самое главное не отличались правдивостью. В свою очередь достоверная и правдивая информация в Северо-Кавказском УВДТ, на территории оперативного обслуживания которого произошло чрезвычайное происшествие, была известна практически с самого начала "ЧП", ее никто не скрывал и никто не, как это принято говорить, не замалчивал, лакируя действительность, утаивая истинную картину происшествия и реальную фактуру событий. Для получения достоверных и проверенных фактов господам журналистам всего лишь нужно было обратиться за разъяснениями в соответствующие правоохранительные структуры, а не "отлавливать" из интернета, обрастающую все новыми версиями "графоманов" информационную кашу о том, что милиционеры среди пострадавших оказались случайно. Что, мол, сотрудники СК УВДТ зашли в вагон-ресторан поезда, чтобы собрать поборы с проводников, а заодно и сытно позавтракав, добраться до станции после того, как они сменились с очередного суточного дежурства. Были и более хлесткие версии, рассказывающие о том, что в пострадавшем от взрыва вагоне пассажирского поезда нашли останки тела террориста-смертника, который взорвал себя в знак протеста, связанным с не простыми политическими отношениями России и Украины, затем России и Грузии, региональные печатные издания "Вечерний Ростов" и "Твой день", живописуя данное событие, рассказывали своим читателям, что железнодорожники специально занесли с морозного воздуха в вагон-ресторан и поставили возле печки газовый баллон для того, чтобы проверить бдительность проверяющих технику безопасности специальных инженерных служб СКж.д., одним словом, какой только белиберды не просочилось на страницы электронных и печатных СМИ в ожидании официальных комментариев версий случившегося.

Теперь, когда все точки над "И" расставлены, донести до аудитории правду о происшествии, в котором, к сожалению, не обошлось без жертв и где, в результате трагедии пострадали люди, а обычным парням из Северо-Кавказского УВДТ, оказавшимся по воле случая, как еще говорят – не в том месте и не в то время, а именно, в данном вагоне, пришлось рискуя жизнью спасать от пожара людей и выполнить свой милицейский долг до конца – это долг любого порядочного гражданина, а тем более офицера, пишущего на правоохранительную тематику.

Трагедия произошла на 1158 километре перегона Локомотивстрой-Персиановка, что в Ростовской области. В тот момент в вагоне-ресторане находилось пять работников железной дороги и двое сотрудников милиции. Милиционеры линейного пункта милиции на станции Новочеркасск сели в поезд за несколько минут до взрыва, они следовали в линейный отдел на станции Шахтная, чтобы принять участие в занятиях по специальной служебной подготовке, которые каждую неделю, в соответствии с планами проводятся во всех милицейских структурах. Сначала старший сержант милиции Виталий Цыбулько и стажер-милиционер Василий Прохоров, как и полагается в подобных случаях, спросившись у проводников, сели в штабной вагон, однако мест в нем не оказалось, и чтобы не мешать пассажирам, бригадир поезда предложил ребятам пройти в вагон-ресторан, чтобы то короткое время, которое требуется пассажирскому составу, чтобы дойти до станции Шахтная, а это примерно около двух часов, милиционеры ехали не на приставных стульчиках, а как нормальные уважаемые пассажиры. Виталий и Василий,, конечно же, не отказались от этого предложения. Зайдя в вагон-ресторан, они заняли места друг напротив друга за первым столом. Ничто не предвещало беды. Поезд тронулся и спокойно пошел, все больше набирая ход. За окнами замелькали знакомые для ребят пейзажи, ведь этим маршрутом они каждую неделю добираются в свое головное подразделение на занятия. Через какое-то время милиционеры и работники ресторана услышали подозрительное шипение, которое издавал газовый баллон, стоящий в противоположном от кухни конце вагона. Внезапно из баллона повалил дым, похожий на пар. Виталий Цыбулько и Василий Прохоров вскочили и вместе с работниками ресторана побежали в противоположную сторону от опасного предмета, а истопник Радион Бутаев решил проверить газовый баллон, и не мешкая направился к месту, где слышалось шипение. Через несколько секунд произошел взрыв, сопровождавшийся сильный рывком. На какую-то долю секунды милиционерам показалось, что вагон, в котором они ехали, даже как-то подбросило над железнодорожным полотном. После взрыва пламя моментально охватило весь вагон. Поезд резко останавливался. Виталий Цыбулько, среагировав на происходящее, прокричал окружавшим его в этот момент людям: "На пол, все на пол лицом вниз, закройте голову руками…", - сам он сразу же лег, его примеру последовали и остальные. Еще несколько секунд, и вагон весь был охвачен дымом и огнем. Все находящиеся в ресторане люди попытались выбежать из вагона, однако двери заклинило из-за взрыва. Долго не раздумывая над происходящим, милиционеры схватили огнетушители и какое-то время старались предотвратить распространение огня. Вспомнив о находившемся рядом с газовым баллоном истопника, ребята начали звать Радиона Бутаева, но на их крики он уже не откликался. Всех охватила паника. Пена в огнетушителях заканчивалась. Обжигаемый пламенем Виталий принял решение выбить окно, чтобы эвакуировать находящихся в огненной ловушке людей. Когда стекло выпало, старший сержант Цыбулько и Василий Прохоров вытащили из огня и помогли выбраться из вагона директору ресторана Георгию Гадзонову, повару Тамаре Куловой и двум официанткам Елене Беломытцевой и Маргарите Погребняк. Следующим выбрался Василий Прохоров. Виталий бросился обратно внутрь горящего вагона в поисках еще одного человека. На крики: "Кто еще остался в вагоне?" никто не отзывался. Счет шел уже на секунды, и милиционеру, получившему и ожоги, и отравление угарным газом, не обнаружив в вагоне людей, также пришлось срочно покинуть вагон. В ожидании подмоги некоторое время обожженные милиционеры и работники ресторана лежали на снегу возле горящего вагона.

Помощь была близка. Уже готовились к тушению пожарные команды воинских частей, рядом с которыми по трагической, и в то же время счастливой случайности остановился поезд. На выбравшихся из вагона горела одежда, им было трудно дышать, трудно говорить, но они спаслись и спасли окружавших их людей.

В такие минуты мало кто из настоящих мужчин думает о себе. В Северо-Кавказском УВДТ среди его сотрудников это не первый и не единичный случай, когда милиционеры-транспортники, рискуя жизнью и здоровьем, даже находясь в отпуске, спасают людей, в обычной жизни не имеющих к ним никакого отношения. Этот случай также не стал исключением.

К тому моменту, как пожарные расчеты начали проводить штатные мероприятия, связанные с тушением огня, старшие сержанты Таймураз Хетагов и Ибрагим Худалов из наряда сопровождения состава, милиционеры Владикавказского ЛОВД на транспорте, уже вовсю помогали раненным. Помогали эвакуировать пострадавших с опасной территории. Им помогали и проводники из соседних вагонов. На принесенные матрасы уложили обожженных милиционеров Цыбулько и Прохорова, а также работников ресторана, пострадавших во время взрыва. Они же на руках относили пострадавших к подъехавшим машинам скорой медицинской помощи. Работники поездной бригады произвели расцепку вагонов и временно обесточили состав для безопасного тушения, охваченного пламенем вагона-ресторана.

Милиционеры Владикавказского ЛОВДТ Хетагов и Худалов одними из первых проникли в горящий вагон и приняли непосредственное участие в его тушении с военнослужащими пожарных команд. Благодаря слаженным и быстрым действиям им удалось разыскать и истопника: Радион Бутаев лежал в тамбуре. Секунды скоротечно бежали, и медлить было нельзя. Со всех сторон к тамбуру невозможно было подступиться. От взрыва двери и замки вагона деформировались, их было невозможно открыть с улицы. Он не дышал. Все попытки вернуть его к жизни, к сожалению, были напрасны. В момент взрыва он находился в непосредственной близости к газовому баллону, поэтому шансы выжить были минимальны… В течение пятнадцати-двадцати минут к поезду "Владикавказ-Москва", в котором произошло ЧП, прибыли представители многочисленных служб: СК УВДТ, МЧС по РО, УФСБ по РО, ВВ МВД России, медицинской службы, ОАО РЖД Северо-Кавказской железной дороги, ГУВД по РО. Пассажиров соседних с рестораном вагонов переместили в другие, более безопасные, вагоны. Поезд отогнали на станцию Каменоломни. Тем временем силами пожарных команд воинских частей, милиционеров и прибывших на место событий пожарных МЧС огонь был потушен. Пострадавших от ожогов направили в госпиталь внутренних войск МВД России в городе Новочеркасске. В 10.25 движение поездов на данном участке железной дороги было возобновлено. Пассажирский поезд "Владикавказ-Москва" прибыл в столицу без опозданий. Из трехсот трех пассажиров, находившихся в поезде, более никто не пострадал. Многие из опрошенных пассажиров, как удалось выяснить позднее, даже не осознали, что произошло. Со слов пассажиров было ясно, что кроме резкого торможения состава и суеты вокруг него пожарных они ничего не ощутили. А ведь именно из таких, на первый взгляд, мелочей профессиональной работы и складывается такое понятие, как доверие к работникам, обеспечивающим безопасность жизнедеятельности транспорта.

Начальник Северо-Кавказского УВДТ генерал-майор милиции Игорь Жуков лично прибыл на место происшествия и принял непосредственное участие процессом эвакуации и оказания помощи пострадавшим. После того, как была организована работа милиции по опросу пассажиров и работников железной дороги по факту случившегося, он отправился в госпиталь. Четверо из шестерых пострадавших были без сознания и в тяжелом состоянии. Среди них был и Василий Прохоров. Старший сержант милиции Виталий Цыбулько, увидев генерала Жукова, даже попытался встать и по всей форме доложить и случившемся, но не смог. Первое, о чем сказал Виталий начальнику, было: "…Товарищ генерал, я не потерял пистолет, я его сдал начальнику ЛОВД… Мы не испугались - мы действовали до конца".

К сожалению, количество жертв трагедии возросло. Невозвратимой утратой стала смерть нашего товарища и коллеги 21-летнего Василия Прохорова, он умер, так и не придя в сознание. Также от полученных ожогов скончались официантки вагона-ресторана Маргарита Погребняк и Елена Беломытцева. Состояние остальных стабилизировалось, и, по словам медиков, их жизни вне опасности. Виталий Цыбулько помещен в ожоговый центр при БСМП-2 в г. Ростове-на-Дону. Руководством Северо-Кавказского УВДТ и, Северо-Кавказской железной дороги, а также областной и городских администраций выделены средства на лечение и возмещение вреда пострадавшим и их семьям.

Старшие сержанты милиции Таймураз Хетагов и Ибрагим Худалов представлены к поощрению правами Министра внутренних дел МВД России, а старший сержант Виталий Цыбулько и милиционер Василий Прохоров представлены к государственным наградам. К сожалению, Василий Прохоров представлен посмертно.

Конечно, рассказывать о трагедии и о том, как нужно, либо не нужно было поступать тому или иному ее участнику, гораздо проще, чем принимать молниеносные решения, от которых зависит и жизнь, как окружающих тебя людей, так и твоя собственная.

Теперь без преувеличения можно сказать, что если бы не грамотные, своевременные и профессиональные действия сотрудников Северо-Кавказской транспортной милиции, работников СК ж.д., работников служб, которые в трудную минуту незамедлительно пришли на помощь пострадавшим, жертв могло оказаться гораздо больше. Ну а газетным "журналистам", пишущим о различного рода происшествиях, где, к великому сожалению, порой не обходится без жертв и людской боли, все-таки хочется пожелать, если еще сохранилось у них в чести такое понятие, как журналистская этика, высокая гражданская позиция, просто - человеческая совесть и честь, а также если им не чуждо такое понятие, как профессионализм, необходимо до конца разбираться в ситуации, о которой вы повествуете аудитории, чтобы понятие "подвиг" не подменялось понятиями "информационный повод", от которого зависит денежный гонорар, а за него можно и мать родную продать!

Николай Морячков,
старший лейтенант милиции

2009 г.

История Виталия Цыбулько.mp4

   
Ссылки на сайты органов государственной власти:
Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации
© 2021, МВД России