История

Вековые традиции

Многие десятилетия советские, а затем и российские милиционеры и полицейские отмечали и отмечают свой профессиональный праздник 10 ноября. Но у полицейских-транспортников России есть и своя история. И есть свой праздник – День Российской транспортной полиции – 18 февраля.

Правоохранительные органы на транспорте имеют свои глубокие исторические корни. Ведь если придерживаться строгих исторических фактов, то можно придти к выводу, что государственные органы, обеспечивающие правопорядок на транспортных магистралях России, имеют двухвековую историю.

Еще в начале XIX века кроме городской и сельской полиции существовали полицейские органы на транспорте. В 1809 году был создан орган центрального управления путями сообщений – Дирекция водных и сухопутных коммуникаций. Вся территория страны разделялась на десять округов, в каждом из которых создавалась специализированная транспортная полиция, задачей которой являлось обеспечение безопасности на транспорте, сопровождение и предотвращение хищений грузов. Полицейские команды формировались окружным директором водных и сухопутных коммуникаций, подчинялись ему и действовали независимо от местной администрации, городской и сельской полиции.

На этапе зарождения и развития железнодорожного транспорта задача борьбы с преступностью была возложена на Жандармские полицейские управления железных дорог. Несмотря на то, что эти управления входили в состав Отдельного корпуса жандармов, бывшего полицией политической, они выполняли функции общей полиции.

Основными силами транспортной полиции того времени были сотрудники патрульно-постовой службы. Патрулировались не только станции и вокзалы, но и депо, мастерские, склады, подъездные пути. Один раз в месяц жандармы были обязаны обойти всю территорию вверенного участка железной дороги. Среди наиболее распространенных преступлений характерных тому периоду были хищения грузов, совершавшихся на железных дорогах. Порой они отличались поразительной изобретательностью и дерзостью. Усугубила положение Февральская революция 1917 года. Одно из первых мероприятий Временного правительства – ликвидация железнодорожной жандармской полиции. Начавшись с разгрома жандармского отделения на Николаевском вокзале, уже к весне 1917 года процесс расформирования железнодорожной полиции был завершен, хотя на территории некоторых губерний старая полиция просуществовала под тем или иным названием до Октябрьской революции.

После революции, в целях «поддержания революционного порядка и единства управления на всех железных дорогах» 18 февраля 1919 года принимается постановление ВЦИК «Об организации железнодорожной милиции и железнодорожной охраны».

Эта дата и является официальным днем образования российской транспортной милиции.

И, конечно, каждому понятно, что период зарождения и становления Северо-Кавказской транспортной милиции связан с трудным периодом в жизни страны.

Положение железных дорог в 1918–1920 годах было тяжелейшим. Паровозный и вагонный парк, дорожные сооружения находились в запущенном состоянии. Большинство специалистов-железнодорожников оставили свои служебные места и упорно саботировали мероприятия новой власти.

В июне 1918 года коллегия Народного комиссариата путей сообщения командировала для исполнения особо важных поручений на Владикавказскую, Закавказскую и Армавиро-Туапсинскую железные дороги Эглау Тагиевича Чабиева. Последующие за этим события в этом регионе меняют и характер поручений, которые он выполняет.

На железных дорогах страны создаются органы уголовного розыска. А позднее становится ясно, что для поддержания надлежащего порядка на железнодорожном транспорте требуется создание специальных органов с профессионально обученными кадрами, т.е. милиции. На Северном Кавказе такие органы создаются в 1920 году. В июле этого года Э.Т. Чабиев назначается начальником железнодорожной милиции на Кавказе (с центром в г. Ростове-на-Дону).

Поистине героические дела свершались милиционерами Северо-Кавказской транспортной 20-х годов. Это и защита правопорядка на железнодорожном транспорте, и борьба с бандитизмом, хищениями народного добра. Имена Мачулина Н.Г., Сердюка П.Е., Авраменко Ф.С., Александрова А.Е., Иванова В.П. и других навечно вписаны в историю УТ МВД России по СКФО.

В 30-е годы – годы мирного созидательного труда – в органах транспортной милиции, в том числе и Северного Кавказа, закладывались основы воспитательной и просветительной работы с личным составом. Она была направлена на формирование у сотрудников высоких нравственных качеств, повышение общей культуры, укрепление законности.

В сложный период конца 30-х годов, когда были допущены массовые нарушения законности, линейная милиция самоотверженно выполняла свои основные обязанности по охране правопорядка и борьбы с преступностью. Множество честных и мужественных людей с честью выполняло в тот период свой милицейский долг. Среди них сотрудники Северо-Кавказской транспортной: Белоус Н.В., Рачинский В.З., Донцов С.В., Ткачев Г.Т., Шапиев А.Ш., Садовничий Д.Я., Зиборов Н.А. и др.

В грозные годы Великой Отечественной войны активное участие в боях с фашистской Германией принимали бывшие работники подразделений УТ МВД России по СКФО: Серемеев Л.В., Святец Н.И., Никифоров Н.З., Крутюк М.М. и многие, многие другие. На мемориале в здании Управления высечены имена сотрудников Северо-Кавказской транспортной милиции, погибших на своем посту в годы войны: Липский Г.С., Филипкин А.А., Овчаренко А.И., Кобец И.П.

Послевоенная деятельность линейной милиции на Северном Кавказе – это продолжение лучших традиций пройденного пути, их преемственность. Усилия стражей правопорядка были подчинены скорейшему восстановлению народного хозяйства страны. И в этот период не обошлось без потерь, без примеров мужества и отваги, проявленных в борьбе с преступностью и охране общественного порядка. При исполнении своего служебного долга погибли: Короткий И.Я., Пеланов В.П., Бутниченко Н.Е., Петренко М.А., Добдин Л.Л., Нищенко И.П., Лазаренко Б.Я., Кревченко В.С., Литвяков В.С., Лактионов И.Е. Все они навечно занесены в списки личного состава подразделений, где работали.

Ссылки на сайты органов государственной власти:
Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации
© 2018, МВД России